РУС БЕЛ ENG

Методическая работа

Круглый стол "Секреты успешной работы с родителями"

Неделя иностранных языков

Круглый стол с педагогами «Дети не для насилия»

План методической работы с педагогами на 2023/2024 учебный год

Дата
Содержание работы
Ответственные
Август
Обобщение аналитических материалов предметных учебно-методических объединений, учебно-методического объединения классных руководителей для определения проблемного поля работы на новый учебный год
Зам. директ. по ВР, Ярмантович А.А.
 
Подготовка информационных и аналитических материалов к августовскому педсовету
Зам. директ. по ВР, Ярмантович А.А., руководители УМО
Заседания предметных учебно-методических объединений (в соответствии с планами работы УМО)
Руководители УМО
Участие в районных предметно-методических совещаниях
Руководство
Инструктивно-методическое совещание при заместителе директора по УР "Особенности организации образовательного процесса в 2023/2024 учебном году":
- нормативное правовое обеспечение образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование учебных, факультативных, коррекционных занятий;
- организация работы с учащимися, завершающими обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования, по подготовке к итоговой аттестации, централизованному тестированию;
- организация работы с одаренными детьми в олимпиадных группах, в исследовательском обществе учащихся;
- организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования, в ГПД;
- организация работы в пункте коррекционно-педагогической помощи, в специальной группе, в группе интегрированного обучения и воспитания;
- организация образовательного процесса с дошкольниками;
- организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечение безопасности жизнедеятельности при организации образовательного процесса
Ярмантович А.А.
 
Август
ИМС с классными руководителями, педагогом-организатором, СППС:
1. Особенности организации и планирования социальной, идеологической и воспитательной работы в 2023/2024 учебном году.
2. Подготовка и проведение Дня знаний.
3. Использование и учёт часов организационно-воспитательной работы.
4. Организация дежурства учителей и учащихся.
5. Организация туристско-экскурсионной деятельности.
6. Информационный час в системе работы классного руководителя.
7. Требования к оформлению классных уголков, уголков государственной символики.
Зам. директ. по ВР
 
Семинар-практикум для руководителей объединений по интересам "Разрабатываем программу объединения по интересам" (практическая часть "Разработка программы объединения по интересам")
Заместители директора
Выставка "Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса в 2023/2024 учебном году"
Заместители директора
В течение года
Учёба с педагогами по повышению компьютерной  грамотности
Лавник Т.М., администрация
Сентябрь
 
Практикум для классных руководителей "Социометрия. Особенности проведения. Обработка и анализ результатов социометрического опроса"
Зам. директ. по ВР
Обучение педагогов навыкам распознавания у обучающихся признаков суицидального риска, алкогольного, наркотического состояния, насилия и жестокого обращения
Творческая мастерская "Организация работы с учащимися в шестой школьный день"
ИМС "Организация и проведение первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам"
Ярмантович А.А.
Сверка педагогических кадров. Заполнение электронной базы "Педагогические кадры"
Ярмантович А.А.
Собрание педагогического коллектива "Выборы аттестационной комиссии"
Ярмантович А.А.
Октябрь
Проведение первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
Ярмантович А.А.
Семинар–практикум для классных руководителей "Совершенствование профессиональных компетенций классных руководителей по патриотическому воспитанию, эффективное использование современных технологий в воспитательном процессе для формирования у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания"
Зам. директ. по ВР
ИМС с классными руководителями "Организация работы учреждения образования на осенних каникулах"
Декада педагогического взаимопосещения занятий учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования
Ярмантович А.А.
 
Ноябрь
Предметная неделя физической культуры и здоровья, основ безопасности жизнедеятельности
Жембловская Т.В., Совостюк О.А., Печкурова С.И
Панорама воспитательных мероприятий (в рамках подготовки к педагогическому совету)
Зам. директ. по ВР, Курлович Е.В.
Декабрь
Предметная неделя  химии и биологии
Вашкевич Н.Г.
Педсовет "Деятельность педагогического коллектива по формированию гражданской и социальной позиции личности, воспитанию патриотизма"
Зам. директ. по ВР
ИМС с классными руководителями "Организация работы учреждения образования на зимних каникулах"
 
ИМС с классными руководителями, педагогом-организатором "Планирование классными руководителями І-XІ классов идеологической и воспитательной работы на ІІ полугодие 2023/2024 учебного года"
 
Семинар "Воспитательный потенциал урока (занятия) как фактор личностного развития обучающихся"
Ярмантович А.А.
Январь
Смотр-конкурс учебных кабинетов
Ярмантович А.А.
Заседания предметных учебно-методических объединений по теме "Эффективные приёмы и методы реализации воспитаттельного потенциала занятия"
Руководители УМО
Методический квест "Метапредметный подход к проектированию современного урока"
Ярмантович А.А.
 
Проведение недели открытых занятий "Педагог – педагогу" (в рамках подготовки к педагогическому совету)
Ярмантович А.А., руководители УМО
Февраль
Семинар "Сплочение ученического коллектива"
Зам. директ. по ВР
Неделя профориентации
Педагог социальный, классные руководители
Международный день родного языка
Кумпяк М.В., Гришкевич Т.П.
Март
Неделя математики, информатики, физики, образовательной области "Математика"
Лавник А.Я., Лавник Т.М., Цыбульская Г.Г., Жембловская Т.В.
Март
 
ИМС с классными руководителями "Организация работы учреждения образования на весенних каникулах"
Зам. директ. по ВР
Панорама открытых учебных, факультативных занятий, воспитательных мероприятий в ІV классе
Зам. директ. по ВР, Ярмантович А.А.
Педсовет "Деятельность педагогического коллектива по формированию предметных и метапредметных компетенций обуающихся, реализации воспитательного потенциала занятий"
Ярмантович А.А.
Апрель
 
 
Презентация работы объединений по интересам
Педагоги дополнительного образования
Неделя детской и юношеской книги
Библиотекарь Савонь В.В.
Неделя учебных занятий на 1 ступени общего среднего образования и образовательных областей в дошкольных группах
Жембловская Т.В., Рудинская Е.Н.
Декада педагогического взаимопосещения занятий учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования
Зам. директ. по ВР, Ярмантович А.А.
Май
ИМС с классными руководителями "Организация летнего оздоровления воспитанников и учащихся"
Зам. директ. по ВР
ИМС "Организация и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования"
Ярмантович А.А.
Мониторинг результативности участия в районных, областных, республиканских олимпиадах и конкурсах
Зам. директ. по ВР, Ярмантович А.А.
Составление и корректировка анализа работы педагогического коллектива за 2023/2024 учебный год
Руководство
Июнь
Анализ эффективности работы предметных учебно-методических объединений, учебно-методического объединения классных руководителей в 2023/2024 учебном году
Заместители директора, руководители УМО
свернуть

В помощь молодому педагогу

Советы молодому учителю:

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно.
  2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
  3. Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Творческий человек, как правило, многогранен.
  4. Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.
  5. Будь счастливым. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь – это преодоление трудных и даже критических ситуаций.
  6. Будь честным и правдивым.
  7. Цени юмор в общении с учениками. Не надо смотреть на юмор как на прием.
  8. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее, чем ты есть.
  9. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
  10. Обрети гражданскую позицию. Ты истинный проводник гражданской идеи от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте.

Анализ урока

Выбор методов обучения

Алгоритм подготовки к урокам

Этапы урока. Конструирование различных типов уроков

Памятка - алгоритм для самоанализа урока

свернуть

Из опыта работы педагогов

Программно-методический комплекс «Школьный наставник» как средство развития орфографических умений и навыков при осуществлении образовательного процесса по русскому языку

 

Жамойтина Елена Антоновна,
учитель русского языка и литературы
Гончарской средней школы Лидского района

 

Каждый из учителей-словесников хотя бы раз в своей практике слышал от своих учащихся такую фразу: "Правило-то я всё знаю, а вот писать грамотно не могу!" Проблема формирования орфографической грамотности у учащихся – одна из “вечных” в методике преподавания русского языка в школе, особенно если это школа с белорусским языком обучения. А ведь орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Помощником для учащихся в осмыслении орфографического правила, в развитии орфографических умений и навыков может стать компьютер. Ведь внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – это одна из возможностей повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся. И когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными, то компьютер, как современное техническое средство, обладает уникальными обучающими возможностями, которые можно рационально использовать как во время урока, так и при проведении факультативных занятий по предмету. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Одной из программ серии "Школьный наставник", которая, на наш взгляд, является наиболее действенной для развития орфографических умений и навыков, – это "Русский язык. Средняя школа. Часть 1". Данный учебный курс может быть использован на разных этапах урока:

  • изучении нового материала;
  • закреплении изученного материала;
  • организации самостоятельной работы;
  • повторении и обобщении полученных знаний;
  • организации индивидуальной работы;
  • контрольно-оценочной деятельности.

Особенно эффективным учебный курс "Русский язык. Средняя школа. Часть 1" при системном его использовании может быть на таких факультативных занятиях, как "Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов" (VI класс) и "От значения к написанию" (VIII класс).

Итак, в зависимости от задач, которые стоят перед учителем и учащимися на уроке, планируется, на каком определённом этапе (или нескольких) будет использован учебный курс. При изучении нового материала ребята могут работать совместно с учителем в режиме "Изучение", где правило, или справочная информация, предъявляется каждый раз, когда допущена ошибка. Таким образом происходит запоминание орфографического правила и частичное его применение. При закреплении изученного материала учащиеся могут работать как индивидуально, так и коллективно в режиме "Тренинг". Здесь уже справочная информация сразу не появляется при выполнении задания, но её можно вызвать. Допущенные ошибки исправляются и показываются на экране. В режиме "Самоконтроль" справочная информация недоступна, хотя учащийся видит свои ошибки и может ещё раз самостоятельно обратиться к орфографическому правилу. После выполнения любого из заданий режимов "Тренинг", "Самоконтроль" ребята обязаны выполнить "Работу над ошибками", где ещё раз появятся допущенные ими неточности. Для того чтобы проверить знания по изучаемому материалу, учащиеся выбирают режим "Контроль". В данном режиме после выполнения всего задания можно увидеть только количество допущенных ошибок. А неправильные ответы затем можно исправить и проанализировать в режиме "Работа над ошибками". Повторить и обобщить конкретное орфографическое правило учащиеся могут в режиме "Диктанты".

Конечно, когда в классе небольшое количество учащихся и каждому есть место за компьютером, то результативность работы очевидна. А если учащихся больше? Тогда класс делится на группы, и здесь очень важно продумать каждый этап урока для конкретной группы, а также индивидуальную работу для высокомотивированных учащихся. Так, например, в VI классе при изучении темы "Правописание букв ч и щ в суффиксах -чик- и -щик-" после изучения нового материала учащиеся, определив для себя задачу на урок и зная свой темп работы, выбирают себе группу (то есть задания, которые они будут выполнять в первую очередь и во вторую). Задания для группы №1: работа с компьютером (самостоятельная работа), режимы "Тренинг" - "Работа над ошибками" - "Контроль" - "Работа над ошибками". Если допускается в "Контроле" больше трёх ошибок, то выполняются упражнения, предложенные в учебнике (прописываются на доске). Задания для группы №2: работа с учителем (упр. 311, 312), возможно и самостоятельная работа (индивидуальная). Затем работа с компьютером в режимах "Тренинг" - "Работа над ошибками". Для высокомотивированных учащихся предлагается задания № 1, 2 упр. 313 или индивидуальные задания на карточках творческого характера.

Конечно, на уроке с использованием ИКТ всегда возникает вопрос о контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности. Но и здесь помощником будет как компьютер, так и сами учащиеся. В учебном курсе "Русский язык. Средняя школа. Часть 1" для оценки результатов используется определённая цветовая гамма: серый цвет – неудовлетворительный уровень, красный – удовлетворительный уровень, синий – средний уровень, тёмно-зелёный – достаточный уровень, светло-зелёный – высокий уровень. Но для того чтобы и учащимся, и учителю было просто проанализировать результаты, оценить и выставить отметки, можно на протяжении ряда уроков (и на факультативных занятиях) заполнять оценочные таблицы. Здесь учащиеся заполняют графы и в определённой цветовой гамме, и выставляют количество допущенных ошибок в режиме "Контроль" и в работе с учителем, и главное – оценивают свою работу. Оценочные таблицы помогают учителю спланировать и коррекционную работу по предмету.

Таким образом, наиболее эффективными можно считать те занятия по формированию орфографических умений и навыков, где наряду с общепринятыми формами используются информационно-коммуникативные технологии. Наблюдения показали, что у учащихся вырабатывается устойчивый интерес к изучаемому материалу, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым. Ребят привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника, возможность повторить программный материал и получить положительную оценку. Учащийся самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабоуспевающих).

Необходимо отметить и то, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение, ведь всё хорошо в меру.

Презентация

свернуть