РУС БЕЛ ENG

Аттестация педагогических работников

Нормативные правовые документы аттестации педагогических работников

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)" (с изменениями от 2022 года)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 мая 2020 г. № 56 "Об утверждении выпусков Единого квалификационного справочника должностей служащих"

Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954

46. Руководители организаций:

  • определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;

  • организуют обучение работников в организации;

  • обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.

47. Руководители организаций обеспечивают направление:

  • работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;

  • педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;

  • иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

 

В помощь педагогическому работнику

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога (по Глинскому А.А.)

1. Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

2. Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

3. Профессионально-педагогическая подготовка:

  • прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

  • участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще-и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

  • реализация темы по самообразованию;

  • знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;

  • работа с научно-методической, справочной литературой;

  • значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

4. Профессионально-педагогическая деятельность:

  • осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

  • дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

  • участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

  • участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

  • совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

  • руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.).

5. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

6. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).

Вопросы, которые следует осветить перед экзаменационной комиссией

  1. Исходные позиции, которые учитывались при проектировании урока: особенности системы работы учителя, требования учебной программы, место урока в изучении темы, уровень класса, его готовность к изучению материала, наличие средств обучения.

  2. Какой подход, идеи, принципы положены в основу урока?

  3. Почему именно так сформулирована обучающая )цель урока, задачи воспитания и развития?

  4. Чем вы руководствовались при определении воспитательных и развивающих задач? Как планируется решать их?

  5. Чем обусловлена выбранная вами структура учебного занятия, на решение каких учебных задач направлена работа учащихся на каждом этапе урока?

  6. Почему выбрана именно такая технология, такие методы и средства?

  7. Почему именно таким образом планируется осуществление обратной связи? Как в конце урока вы и ваши ученики узнаете, что цель достигнута (в какой степени достигнута)?

  8. Чем обусловлено содержание домашнего задания? Какие критерии выполнения домашнего задания получат учащиеся?

Анкета

  • Какие результаты своей педагогической деятельности Вы считаете самыми показательными?

  • Как их можно измерить и доказать?

  • Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?

  • Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?

  • Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?

  • Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)

  • Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)

  • Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?

  • Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?

  • Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?

Критерии готовности к представлению на экзамене опыта работы и урока

Материалы по анализу уроков

 

Материалы семинаров

Инструктивно-методическое совещание для председателей аттестационных комиссий «Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников в учреждениях образования» от Лидского РУМК

Документальное сопровождение аттестации педагогических работников 11 октября 2019 года