РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Информационные материалы для родителей (I-IV классы)

Трудности первоклассника

Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»

Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.

Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чём они говорят?

О том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.

А теперь всё изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится, грызёт ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?»

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!

Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?»

Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом.

Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 00 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, себя привести в порядок, позавтракать.

И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.

Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.

Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.

Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ
Второе – движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12 – 14 часов в неделю.

А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.

Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем – срыв.

День за днём накапливается и недостаток движения. Два урока физкультуры в неделю его, безусловно, компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни – прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.

УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ

Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.

С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы – корявыми, письмо – неряшливым.

Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» – гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.

Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.

Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.

А если ещё музыка, иностранный язык?

Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая.

Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване.

Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.

Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.

Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.

Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем немало забот.

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро.

У этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице.

Родители уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено.

Я совершенно точно знаю: половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не приходится.

«НЕЛЬЗЯ» И «НАДО»

Часто на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников спрашивают: кому будет легче учиться, – тому, кто идёт в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.

Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова. Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Кстати, замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

СОБРАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ

Собранности и самостоятельности недостаёт многим первоклассникам. Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.

Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый». А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу. И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых ещё нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приёмы просты, ими может воспользоваться каждый. К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеёнку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да ещё не забыть тряпочку руки вытирать. А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь её, во что с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает. В чём проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя. Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребёнку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.

 

Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.
Причины социально-психологической дезадаптации.
Помощь ребенку в адаптации к школе.
 

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.
  • Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации детей к школе

 Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября).

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.

 Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель­ности.

 Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. 

Основные причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

 Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.

Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Причины и проявления дезадаптации первоклассников

Выделим причины и проявления дезадаптации (нарушения или срывы адаптации).

Можно подразумевать под дезадаптацией только выраженные проблемы, не позволяющие ребенку учиться. Но мы склонны считать дезадаптацией возникновение любых трудностей (ухудшение физического и психического здоровья, проблемы социально-психологической адаптации, трудности обучения письму, чтению, счету и т. п.), поскольку адаптация – системный процесс, и одна проблема обычно влечет за собой новые. Порой они незаметны или просто учителя и родители не умеют их видеть.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

1. Неврозоподобные расстройства:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • неадекватные реакции;
  • жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
  • страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
  • нарушение темпа речи (запинки).

2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).

3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).

4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

5. Снижение учебной мотивации.

6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т.е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

Советы родителям

  • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
  • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
  • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
  • Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью, начните посещать логопеда.
  • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
  • Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
  • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
  • И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
  • Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
  •  
свернуть

Информационные материалы для родителей (V-IX классы)

Консультация для родителей

«Как говорить с детьми о половом развитии и культуре сексуального поведения»

Во-первых, гораздо более важным поговорить о том, а почему эта тема так важна? Почему и зачем стоит об этом с детьми разговаривать? Посмотреть в корень этой проблемы, а не решать то, что на поверхности.

Во-вторых, информации о том, как, что и в каком возрасте говорить очень много. А все равно возникают вопросы и проблемы. Почему же? Потому что дело не в словах, а в нашей внутренней позиции и в нашем отношении к этой теме.

Ну и в-третьих, в этой теме настолько много аспектов, что это точно не уложить в одну понятную предсказуемую беседу. Дети будут спрашивать об этом не один раз. А кое-о-чем они вообще не будут спрашивать, это должна быть наша инициатива (например, о безопасности во всех аспектах).

Поэтому вряд ли стоит готовиться к тому, как один раз подробно и обширно ответить на все вопросы. И вообще, наша задача все же не в том, чтобы правильные слова подготовить. Потому что с этим нет сложностей. Наша основная задача нормализовать тему сексуальных отношений.

Первое. Почему вообще об этом надо говорить? Почти все мы выросли в семьях, где эта тема была табуирована. Где это все сопровождалось стыдом, смущением, считалось чем-то плохим и грязным. А в семьях так происходило, потому что в обществе в целом было также.

Отсутствие «правильной» информации приводит к тому, что часто происходят ранние нежелательные беременности, которые, чем бы ни заканчивались, часто имеют негативное влияние на дальнейшую жизнь девушки.

В настоящее время огромное количество людей имеют ЗППП, статистика по этому вопросу просто ужасает. Добавим сюда кибербуллинг, домогательство и шантаж в интернете, что тоже невероятно травмирует молодых людей обоих полов.

Но и в дальнейшем ситуация не улучшается. Многие не могут говорить с партнером на тему сексуальных отношений даже во взрослых отношениях, боятся этих вопросов, и ситуация в сексуальной жизни негативно влияет на большое число семей. По статистике много разводов происходит на этой почве.

Это все происходит, в частности, оттого, что информация у детей неадекватная. Они узнают о сексе от друзей, из журналов и интернета. Понятно, что качество контента оставляет желать лучшего.

Второе. Собственная устойчивость и отсутствие страха и стыда говорить на эту тему. А где эту устойчивость взять, если тема табуирована, если даже супруги между собой стесняются говорить об этом?

У нас в головах полно стереотипов и ложных убеждений, смысл которых далеко не всегда ясен. И это то, с чем надо разбираться первостепенно, до того, как мы задумались о том, как же говорить об этом с детьми.

Если я стыжусь, если не могу употреблять определенные слова, если не могу связать двух слов, то вряд ли такой разговор будет полезен ребёнку. Потому что он считает в первую очередь состояние родителя, а не услышит его слова.

После такого разговора он, пожалуй, решит, что эта тема запретная, неудобная, стыдная, что нельзя об этом говорить, если родителям вон как нехорошо, когда они об этом говорят. А ребёнок совсем не хочет ставить родителей в неудобное положение. И снова закрепится все та же модель, что об этом нельзя говорить.

Итак, собственная устойчивость, пожалуй, это самое важное. Для этого стоит разбираться с тем, что останавливает, что вызывает страхи, смущение. А еще стоит знать, что именно вы будете говорить, иметь свою понятную позицию в этих вопросах.

Если не знаете ответ — говорите честно: «Мне нужно время узнать информацию и мы обязательно поговорим». Это формирует доверие. Наша задача не все знать, а быть готовыми признать своё незнание и быть готовыми в принципе говорить об этом. Читайте, узнавайте о том, что вы не знаете, проговаривайте заранее, что будете говорить. Это навык, который, как и любой другой, тренируется.

Третье. В теме «Как говорить с детьми о сексе» очень много составляющих. Они очень о разном и все очень важны. Например:

1. О том, как появляются дети. Как вариант, маленькому ребёнку, если он об этом спросил, можно сказать, что когда взрослые люди, мужчина и женщина, любят друг друга, они хотят быть друг другу максимально близки. От этой близости у взрослых людей появляются дети. На этом пятилетний, например, ребенок может остановиться, ему вполне может быть достаточно такого ответа. Вообще, основное, на что стоит ориентироваться, это запрос ребёнка. Дети не хотят большей информации, чем

спрашивают. А спрашивают они ровно о том, к чему готовы на данном этапе своего развития.

2. О самом половом акте. Не стоит бояться, что ребёнок это воспримет как руководство к действию. На самом деле, природой все устроено так, что дети не хотят этим заниматься. И ваш ответ просто удовлетворит их любопытство, даст им понять, что это нормально, и что с вами можно об этом говорить. А вот если на прямой вопрос вы будете отмалчиваться, то, скорее всего, они найдут, как удовлетворить своё любопытство в другом месте. И что они узнают где-то там — неизвестно. При этом разговор про половой акт не стоит инициировать без запроса ребёнка. А ребёнок раньше подросткового возраста вряд ли станет об этом спрашивать. Если только он об этом уже не узнал где-то в другом месте. И тогда стоит дать ему адекватную честную информацию.

3. О любви. Говорить о том, что любовь — это далеко не только секс. Любовь — это ответственность, забота, участие и так далее. Быть физически способным на половой контакт — не значит быть способным нести ответственность за партнера и за себя. Говорить о том, что секс может случиться только по желанию и согласию обоих партнёров.

4. О порнографии. Здесь важно донести до ребенка мысль о том, что все, что показывают в порно — совсем нереалистично. Можно говорить о том, что детям это смотреть не стоит, так как есть видео для разного возраста и то, что безопасно взрослым, может быть совсем небезопасно детям. Можно дать рекомендацию, например: если ты увидел или тебе предлагают смотреть — не смотри и расскажи мне об этом. И опять же не надо думать, что если мы об этом говорим, то это станет инструкцией к действию. Если честно говорить об этом, то у ребенка не возникнет нездорового интереса. А вот если этого стыдиться, стесняться, запрещать, но ничего не объяснять, это скорее подтолкнёт искать. И они все равно узнают. То, что вы преподносите, вы можете фильтровать, а что они сами узнают — нет.

5. О сексе между родителями. Важно не вдаваться в подробности вашей сексуальной жизни, ничего не рассказывать на этом примере. При этом не скрывать от ребёнка, что секс между вами есть. Но это и все, что ему стоит об этом знать.

6. О безопасности (кибербуллинг, шантаж в сети, заболевания, нежелательная беременность). Родители обязаны донести до ребенка все возможные последствия незащищенного секса до того, как секс случится. Подростковая беременность, болезни и прочие осложнения бывают только потому, что родители так и не решились своевременно рассказать об этом детям.

7. О границах своего тела, о том, как отстаивать эти границы, как противостоять попыткам насилия. И тут важно понимать, что знание и понимание этих границ прививается, в первую очередь, не словами, а вашим отношением к ребёнку. Уважаете ли вы его границы? Позволяете ли ему делать и отстаивать свой выбор? Насаждаете свои взгляды или позволяете говорить вам «нет»? Стучитесь ли, прежде чем зайти в комнату к подростку?

Важны не слова и объяснения, а состояние, которое несет семья, важно, как все члены семьи относятся друг к другу и к ребенку. Это состояние ребенок считывает без слов, впитывает его и опирается на него в дальнейшем. Может ли он серьезно отнестись к рассказу родителей о любви между мужчиной и женщиной, если мама и папа каждый день ругаются, или папа бьет маму, или мама унижает папу и так далее?

О насилии также можно говорить честно и прямо. Что есть такие люди, которые, возможно, не очень здоровы и даже могут желать другим зла. Их немного, но об этом важно знать. Если вы с ребенком говорите о том, что никто без его согласия и разрешения не имеет права к нему прикасаться, а особенно к интимным частям его тела, то он сможет отстоять себя.

Все начинается с ваших взаимоотношений. Поэтому очень важно ребенка учить отстаивать себя и свое мнение и в ваших отношениях. Честно и прямо говорить о том, что с ребенком может происходить только то, чего ему самому хочется. В остальных случаях, он смело может говорить "нет" или "стоп", кричать, звать на помощь.

Если он будет уверен в этих своих правах, то он сможет это сделать. Если границы ребенка не нарушаются родителями, если родители не требуют подчинения, не подавляют ребенка, позволяют ему выбирать, прислушиваются к нему и уважают его границы, такой ребенок знает свои права и не боится их отстаивать.

8. О различии полов и о гендере.

9. О мастурбации.

10. О половом созревании, изменениях в теле и ощущениях в связи с этим. По последним трём пунктам множество замечательных книжек вам в помощь. Ещё один важный момент. Чтобы вы в принципе могли говорить с ребёнком об этом, между вами должны быть доверительные отношения. Он должен вам доверять, должен быть уверен, что может прийти с любой темой. Если он знает, что может прийти к вам с любыми вопросами, то не сомневайтесь, что он спросит то, что его волнует.

Если вы не стыдите его и не ругаете, не обесцениваете, не осуждаете и не отмахиваетесь. Это все настраивается гораздо раньше и этому важно уделить

не меньшее внимание, чем конкретно размышлениям и подготовке к разговорам о сексе.

И несколько кратких резюмирующих рекомендаций.

Что стоит делать.

- Говорить только по запросу.

- Отвечать правду, учитывая главный момент — отвечаем только на вопрос ребенка, не надо сразу вдаваться в подробности. Отталкивайтесь от того, что в данный момент интересует ребенка.

- Поддерживать. Можно сказать, что вы рады, что он задает такой вопрос именно вам, и вы будете рады с ним говорить обо всем, что его интересует.

- Говорить честно и откровенно. Точно стоит называть вещи своими именами, говорить о том, как называются половые органы, для чего вообще нужен секс и т.д.

- Говорить правду, всегда держать в фокусе цель и говорить о ней. Если вы будете говорить ребенку что-то, честно желая поделиться своим мнением, а не прочитать нотации, то это уже будет хорошо. Например, "Я беспокоюсь за тебя, мне важно твое здоровье и твоя безопасность, поэтому я считаю важным рассказать тебе об этом. От секса получаются дети, а детей стоит заводить с тем человеком, в котором ты уверена, когда ты знаешь, что ты хочешь прожить с ним долгие годы, и когда ты действительно к этому готова".

Что точно нельзя.

- Врать. Ни в чем. Не придумывать слова заменители. Называть, как есть.

- Делать из этого что-то постыдное и грязное. Усмехаться, смущаться, отмахиваться, говоря: «ты ещё маленький, тебе нельзя об этом знать» или «не твоё дело».

- Ругать, стыдить, осуждать.

Спасибо за внимание!

 

«Психологические особенности периода адаптации пятиклассников.
Формы родительской помощи и поддержки»
 

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом в развитии ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.

Одни пятиклассники гордятся тем, что быстро повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни более трудно. В такой период дети нередко меняются, тревожатся без явных причин, или, наоборот, становятся развязными, сильно суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Какие же возрастные и психологические особенности этого возраста?

  • Новая система представлений о себе, смотрят на себя как бы извне, сопоставляя себя с другими взрослыми и сверстниками.
  • Повышенная утомляемость.
  • Стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою самостоятельность, независимость.
  • Ярко выраженная эмоциональность.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.

Пятиклассник – это ребенок, находящийся на переходе к подростковому возрасту. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Выделяют следующие виды адаптации:

  • «легкая адаптация или высокий уровень» - 3-4 недели учёбы
  • «адаптация средней тяжести или средний уровень» – 2-3 месяца
  • «тяжелая адаптация или низкий уровень» до 6 месяцев
  • «затяжная адаптация или дезадаптация» до 1 года.

Особенности адаптационного периода:

  • Много разных учителей.
  • Кабинетная система.
  • Новые дети в классе, классный руководитель.
  • Увеличение объема работ в классе и домашних заданий.
  • Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к различным требованиям педагогов.

Признаки успешной адаптации:

  • Удовлетворенность процессом обучения.
  • Ребенок легко справляется с программой.
  • Готовность прибегнуть к помощи взрослого после попыток выполнить задание самостоятельно.
  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

Изменение условий обучения и изменение требований.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

  1. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
  2. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
  3. Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
  4. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  6. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

   Советы родителям пятиклассников в период адаптации:

  • первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
  • обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
  • обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
  • недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  • учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
  • предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
  • развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Напоследок еще одна простая истина: помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!

свернуть

Информационные материалы для родителей (X-XI классы)

«Как помочь ребенку справиться со стрессом?»

Что представляет собой состояние стресса?

Во-первых, следует сказать, что стресс — это нормальная реакция человеческого организма на «ненормальную» ситуацию. Под «ненормальностью» понимается то, что такие ситуации возникают не каждый день. Они, наоборот, необычны и при этом очень значимы для человека.

Во-вторых, стресс изначально является положительной мотивирующей силой, то есть до определенного предела он полезен. Чтобы понять, когда стресс начинает причинять вред, нужно знать, как он развивается.

Какие существуют стадии развития стресса, и как они проявляются?

Стресс проходит три фазы развития. Первая называется «Фаза тревоги», в ней наблюдается повышение уровня тревожности и агрессии. Человек может негативно реагировать на самые маленькие неудачи, безобидные шутки и даже проявления заботы. Не забывайте, что стресс ощущается всем организмом и его признаки касаются не только психоэмоциональной сферы. Сердечно-сосудистая система на первую фазу может реагировать кратковременным повышением артериального давления. Вместе с тем именно эта фаза является стимулом к действию, так как человек стремится преодолеть дискомфорт.

Вторая фаза — «Фаза сопротивления». Она характеризуется мобилизацией всех ресурсов организма. Благодаря этому человек за небольшое время может выполнить такой объем работы, какой в обычном состоянии выполнял бы очень долго. Данный этап также называют «фазой полезного стресса».

Если не принимать мер ослабления стрессогенных факторов, то рано или поздно человек окажется в «Фазе истощения». Об этом просигнализируют апатия, усталость, нарушения сна, постоянные головные боли, боли в мышцах, суставах, обострение хронических заболеваний, частые простуды. Перечисленные признаки — это повод обратиться к лечащему врачу, к психологу или психотерапевту. Стресс в эту фазу вреден и уже не оказывает стимулирующего воздействия.

Чем родители могут помочь старшекласснику, который близок к вредной стадии стресса или уже в ней?

Прежде всего — отношением. Даже если ребенка тянет побыть в одиночестве, сохраняйте с ним связь. Постарайтесь, чтобы он не терял контакт

и с друзьями. Было бы полезно вместе пообщаться с теми, кто уже пережил период сдачи экзаменов и поступления. Нередко такие люди могут дать полезные советы. Если ваша семья религиозна, то уделяйте внимание вере и духовным потребностям.

Если сын или дочь переживает, что не поступит в ту высшую школу, в какую хотелось, или не сможет поступить вообще, то объясните, что из этого не нужно делать трагедию, а нужно сделать правильные выводы. В случае неудачи воздержитесь от фраз «Этого и следовало ожидать!», «Это и так было понятно, что ты ни на что не способен!», «А я тебя предупреждала...». Ребенку не станет легче от того, что вы оказались правы и еще раз укажете на то, что он не оправдал ваших надежд.

Кроме того, позаботьтесь о питательной пище для своей семьи. Еда и сон — лучшие лекарства от стресса, ведь переживает не только душа, но и тело. Спать нужно не менее 7 часов в сутки. Физические нагрузки в стрессовых ситуациях нужны обязательно, но только те, которые тренируют дыхательную и сердечно-сосудистую систему, а не нагружают их. К таким видам активности относятся плавание, езда на велосипеде, бег и просто ежедневные прогулки.

Как ребенок может помочь себе сам?

На «хороший лад» помогают настраиваться приемы саморегуляции и релаксации. Например, управление дыханием. Медленное и глубокое дыхание с участием мышц живота понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое грудное дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Умение расслабить мышцы позволяет быстро восстановить силы. Попробуйте задать ритм организму с помощью монотонных действий: движений большими пальцами рук в полузамке, перебирания четок, покачивания в кресле-качалке. Пройдите по комнате несколько раз, делая на два шага вдох, на пять шагов — выдох.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Именно слово запускает механизм самовнушения. Повторяйте себе простую краткую формулировку с позитивной направленностью (без частицы «не»), как будто вы уже имеете желаемое. Например, «Я получил высокий балл», но не «Я не провалюсь на экзамене». Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду спокойным»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Используйте самоприказ — отрывистое распоряжение самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!». Это поможет сдерживать эмоции.

Полезно вспомнить о прошлых успехах — это вселяет уверенность. Множество положительных впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить образы, с ними связанные, возможно пережить их вновь и даже усилить. Образы открывают доступ к мощным подсознательным резервам психики. Чтобы использовать их для саморегуляции, специально запоминайте события, когда вы чувствуете себя комфортно. Закрепляйте в памяти зрительные образы, звуки, ощущения.

Иногда родители переживают больше, чем сами выпускники. Как взрослым спокойно пережить сдачу экзаменов и поступление в вуз их ребенка?

Стоит обратить внимание на собственное здоровье. Если появились проблемы — не занимайтесь самолечением, обратитесь к врачу. Обязательно высыпайтесь, не сидите на голодных диетах и не переедайте. Занимайтесь спортом или хотя бы найдите время для прогулок. Хорошим психотерапевтическим эффектом обладают солнце, свежий воздух, водные процедуры, массаж.

В такой стрессовой ситуации есть риск забыть о своей второй половинке. Помните, что ваш партнер нуждается в вас. Заботьтесь друг о друге. Находите время для общения с друзьями и близкими людьми хотя бы по телефону или в соцсетях.

Не надо думать, что жизнь ограничивается только поступлением вашего сына или вашей дочери в университет. Стройте планы, общайтесь с «прекрасным»: литературой, музыкой, живописью. Может, вам всегда хотелось изучать какой-нибудь иностранный язык — почему бы не сейчас? Развивайтесь как личность и как профессионал: читайте книги, посещайте семинары, заводите полезные знакомства.

Любая стрессовая ситуация — это сложный, но всегда важный этап в жизни каждого из нас. От того, насколько достойно мы пройдем это испытание, будет многое зависеть. Во время сдачи экзаменов и ЦТ родителям нужно вести себя так, чтобы не разрушить с ним отношения. Нужно показать, что у вашего сына или дочери есть по-настоящему близкие люди. Учащимся нужно постараться, чтобы при любом результате, отвечая на вопрос «Все ли я сделал для достижения успеха?», можно было с чистой совестью сказать: «Да»

 

«Свободное время старшеклассника»

Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, интернета, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.

У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.

Среди подростков считается, что если готовить все уроки — просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.

Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16 до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов. Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы все второстепенное.

Подростки должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.

Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом. Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.

свернуть