РУС БЕЛ ENG

Профилактика наркомании

Причины начала употребления наркотиков молодыми людьми

1) Любопытство. Молодые люди слышат о приятных эффектах наркотиков от других людей и хотят пережить подобное.

2) Протест. Молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.

3) Желание развлечься и получить удовольствие.

4) Стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы. Вероятность приобщения подростка к наркотикам очень сильно может зависеть от того, употребляют ли их его друзья.

5) Желание добиться признания, стараясь выглядеть более смелыми и решительными, чем другие, совершая поступки, на которые другие не отважатся. Молодые люди хотят показать: они уже взрослые и могут делать то, что не позволительно детям.

6) Желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем, или, наоборот, обрести способность им противостоять. Застенчивые молодые люди больше предрасположены к употреблению наркотиков.

7) Приобщение к сбыту наркотиков. Некоторые молодые люди вовлекаются в продажу наркотиков в самом раннем возрасте, прежде, чем сами начинают их употреблять.

8) Проблемы в семье. На употребление наркотиков молодыми людьми влияют следующие факторы (нарушенные взаимоотношения в семье, конфликты, дисциплина, двойные стандарты поведения — одни для себя, другие для детей, недостаток общения)

Признаки употребления наркотиков

Изменения в поведении:

потеря интереса к прежним увлечениям, уходы из дома, прогулы в школе, уход от участия в семейных делах, появление новых подозрительных друзей, с которыми говорит по телефону, понижая голос; необычные просьбы дать денег, пропажа вещей и денег из квартиры, частая резкая смена настроения от агрессивной взвинченности до беспричинного благодушия. Ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться. Нарушение сна: возможна как дремота в самой неподходящей обстановке, так и возможность сутками обходиться без сна. Нарушение аппетита: возможны как приступы «волчьего голода» или жажды, так и возможность сутками обходиться без пищи.

Внешние изменения:

неряшливость в одежде, покраснение глаз, ((мутный взгляд», чрезмерно суженные или расширенные зрачки, следы раздражения возле носа и рта, невнятная речь, нарушение координации движений, заторможенность или двигательная активность.

Очевидные признаки:

следы от уколов (необязательно на руках), мелкие пятна крови на белье и одежде, появление среди вещей шприцев, баночек, бутылочек, таблеток, маленьких ложечек, свёрнутых в трубочку бумажек, фольги, повышенное внимание к домашней аптечке.

В помощь

Последовательность действий при подозрении на употребление наркотиков несовершеннолетним.

1.Ваша первоначальная задача: помочь подростку стать более искренним перед самим собой, помочь понять пагубность привыкания к токсическим веществам, формировать сознательную самооценку, целостность. Нельзя поощрять саморазрушительное поведение и отношение к себе.

2.Ваша помощь должна быть предложена, но не форсирована. Подросток не примет Вашу помощь, будет подозрителен, пока между Вами не установится доверие.

3.Не говорите случайным людям о заболевании подростка, поскольку эта информация может быть использована против него. Разглашение информации абсолютно разрушает доверие и нарушает конфиденциальность.

4.Надо точно знать и представлять какую помощь Вы можете оказать. Поэтому Вы должны безошибочно ориентироваться в том, какова компетенция в этом вопросе правоохранительных органов, в чем заключается содержание работы с подростком в наркологическом диспансере или в другом медицинском учреждении, какие учреждения оказывают помощь наркоманам, их адреса.

5.Вы должны знать, какова ситуация в семье подростка, можно ли рассчитывать на помощь родителей и других родственников, каково окружение ребенка по месту жительства.

6. Необходима просветительская работа среди детей, введение обязательных системных антинаркотических занятий и семинаров для всех участников образовательного процесса.

При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

(при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов)

  • предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
  • после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
  • по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
  • внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
  • нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
  • не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
  • в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;

При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

  • если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
  • при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
  • в случае появления сведений,  не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо  инспекции по делам несовершеннолетних.

Категорически нельзя:

- Указывать на источник Вашего подозрения.

- Вести разговор с подростком при посторонних.

- Задавать прямые вопросы, способные спровоцировать ложь ("Ты наркоман?", "Ты употребляешь наркотик?" и т.п.).

 

Памятки

Как родитель может распознать вовлечение подростка в распространение наркотиков

 

Буклеты