РУС БЕЛ ENG

Правовое воспитание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ  В ШКОЛЕ

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.

В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях. 

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.

ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.

Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.

Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.

Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.

Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.

Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.

Среднее звено (5-8) – с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

  • Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
  • Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
  • Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
  • Старшеклассники (9-11 классы) – желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).
  • Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ:

Помочь растущему человеку найти смысл в жизни, вооружить его знаниями о сво­их правах и обязанностях, умениями их приме­нять на практике, оказать помощь в самораз­витии и индивидуальном становлении взрос­леющей личности.

ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ  – ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.

ЗАДАЧИ:

  • дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах;
  • ввести школьников в сложные правовые отношения;
  • сформировать навыки бесконфликтного общения.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Правовая культура включает в себя:

  • знания правовых норм,
  • развитую эмоциональную сферу и мышление,
  • умение применять нормы права.

Таким образом, правовая культура имеет три компонента: смысловой, эмоциональный, поведенческий.

Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.

а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.

б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.

в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.

УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ: СОЗДАННОЕ И РАЗВИТОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ.

Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективе нормы и правила, открывающие возможность правовых отношений и действий.

При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».

Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.

Правовое пространство школы в идеале должно создавать модель демократического общества.

Существенные признаки этой модели:

  • Обсуждение ценностей коллектива школы и взаимоотношений в нем.
  • Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни.
  • Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия их реализации.
  • Создание условий для участия каждого ученика и каждого учителя в решении важных вопросов, касающихся всех.
  • Наличие избранного органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения школьных законов.
  • Привлечение каждого к созданию и пересмотру норм школьной жизни.

Во многом, эти задачи решаются посредством проведения мероприятий правовой направленности, Недель правовых знаний.

Основные направления системы правового воспитания в учреждении:

  • осуществление правового образования учащихся;
  • работа Совета профилактики правонарушений;
  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на  учете ИДН;
  • правовое образование родительской общественности;
  • взаимодействие с органами системы профилактики.

 

Правовая азбука

ПРАВО – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.

КОНСТИТУЦИЯ – основной Закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.

ОБЯЗАННОСТИ – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; это меры общественно необходимого поведения человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

ПРОСТУПОК – малозначительное и не представляющее общественной опасности правонарушение, влекущее дисциплинарную либо административную ответственность.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ –антиобщественное деяние, причиняющее вред человеку или организации, запрещённое законом и влекущее наказание.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – одна из форм юридической ответственности человека за совершение им административного правонарушения (проступка). Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь об  административных правонарушениях. 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – наиболее суровый вид ответственности, наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – виновно совершённое общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания.

КРАЖА – тайное хищение чужого имущества.

ГРАБЕЖ – преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужого имущества.

РАЗБОЙ – насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом.

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Памятка для несовершеннолетних, законных представителей и педагогических работников "Преступления против общественного порядка и общественной нравственности"

 

1

2

3

4

5

6