РУС БЕЛ ENG

Страничка учителя-дефектолога

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени  зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе  онтогенеза (развития) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенка родного языка проходит со строгой закономерностью  и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которого зависит его успешное протекание.

Из выше сказанного становится понятно, какая большая ответственность ложится на плечи учителя- дефектолога. Ведь с его помощью детки достигают больших успехов и результатов в речи. Но нельзя забывать, что и родители являются помощниками в этом не лёгком труде.

В нашем учреждении дошкольного образования работают два квалифицированных учителя-дефектолога: Бобрик Екатерина Николаевна, Ганичева Наталья Владимировна. Они всегда готовы прийти на помощь детям и их родителям.

 

Нормы речевого развития дошкольников

Ребенок к трём годам:

  • выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого. 

Ребенок к четырём годам:

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам:

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
  • составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2  года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э П М Б

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж Ч Щ

Л Р

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.     

 

Материалы для родителей дошкольников

1. Игры: 

Развитие памяти дошкольника

Пальчиковые игры

Чистоговорки для отработки трудных звуков

2. Консультации:

Зачем логопед задает домашнее задание

Развитие мелкой моторики. Ум на кончиках пальцев

С какого возраста начинать заниматься с логопедом

Скоро в школу

Советы родителям мальчиков

Что должен знать ребенок в подготовительной к школе группе

Что значит чтение для ребенка

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок

3. Памятки:

Готовимся к школе заранее

Как организовывать занятия по закреплению заданий учителя-дефектолога с ребёнком в домашних условиях

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

 

Общие материалы

1. Игры: 

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

Упражнения для развития речи

Игры для обогащения словаря и для развития связной речи (консультация для 1 класса)

2. Консультации:

В игры играем – речь развиваем

Влияние компьютера на развитие речи ребенка

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР (для учителей 1 классов)

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Как помочь ребёнку с дисграфией дома

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма (для учителей)

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет