Нормативные правовые документы аттестации педагогических работников
Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954
46. Руководители организаций:
-
определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
-
организуют обучение работников в организации;
-
обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
47. Руководители организаций обеспечивают направление:
-
работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
-
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
-
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
В помощь педагогическому работнику
Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога (по Глинскому А.А.)
1. Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.
Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
2. Профессионально-педагогическая результативность:
Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).
Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).
3. Профессионально-педагогическая подготовка:
-
прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
-
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще-и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
-
реализация темы по самообразованию;
-
знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;
-
работа с научно-методической, справочной литературой;
-
значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
4. Профессионально-педагогическая деятельность:
-
осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
-
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
-
участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
-
участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
-
совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
-
руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.).
5. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
6. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).
Вопросы, которые следует осветить перед экзаменационной комиссией
-
Исходные позиции, которые учитывались при проектировании урока: особенности системы работы учителя, требования учебной программы, место урока в изучении темы, уровень класса, его готовность к изучению материала, наличие средств обучения.
-
Какой подход, идеи, принципы положены в основу урока?
-
Почему именно так сформулирована обучающая )цель урока, задачи воспитания и развития?
-
Чем вы руководствовались при определении воспитательных и развивающих задач? Как планируется решать их?
-
Чем обусловлена выбранная вами структура учебного занятия, на решение каких учебных задач направлена работа учащихся на каждом этапе урока?
-
Почему выбрана именно такая технология, такие методы и средства?
-
Почему именно таким образом планируется осуществление обратной связи? Как в конце урока вы и ваши ученики узнаете, что цель достигнута (в какой степени достигнута)?
-
Чем обусловлено содержание домашнего задания? Какие критерии выполнения домашнего задания получат учащиеся?
Анкета
-
Какие результаты своей педагогической деятельности Вы считаете самыми показательными?
-
Как их можно измерить и доказать?
-
Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
-
Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?
-
Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
-
Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
-
Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
-
Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
-
Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
-
Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
Критерии готовности к представлению на экзамене опыта работы и урока
Материалы семинаров
Документальное сопровождение аттестации педагогических работников 11 октября 2019 года