Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (развития) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенка родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которого зависит его успешное протекание.
Из выше сказанного становится понятно, какая большая ответственность ложится на плечи учителя- дефектолога. Ведь с его помощью детки достигают больших успехов и результатов в речи. Но нельзя забывать, что и родители являются помощниками в этом не лёгком труде.
В нашем учреждении дошкольного образования работают два квалифицированных учителя-дефектолога: Бобрик Екатерина Николаевна, Ганичева Наталья Владимировна. Они всегда готовы прийти на помощь детям и их родителям.
Нормы речевого развития дошкольников
Ребенок к трём годам:
- выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
- знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
- умеет отвечать на вопросы взрослого.
Ребенок к четырём годам:
- правильно произносит все звуки родного языка.
- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
- понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
Ребенок к пяти годам:
- правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
- употребляет в речи простые и сложные предложения.
- пользуется прямой и косвенной речью.
- поддерживает непринужденную беседу.
- составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.
Ребенок к шести годам :
- может произносить все звуки
- владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.
Норма усвоения звуков (по годам):
Возраст ребенка |
1-2 года |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-5,5 лет |
Звуки |
А О Э П М Б |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
С З Ц |
Ш Ж Ч Щ |
Л Р |
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.
Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Материалы для родителей дошкольников
1. Игры:
Чистоговорки для отработки трудных звуков
2. Консультации:
Зачем логопед задает домашнее задание
Развитие мелкой моторики. Ум на кончиках пальцев
С какого возраста начинать заниматься с логопедом
Что должен знать ребенок в подготовительной к школе группе
Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок
3. Памятки:
Как организовывать занятия по закреплению заданий учителя-дефектолога с ребёнком в домашних условиях
Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
Общие материалы
1. Игры:
Корректирующие упражнения для детей с дисграфией
Игры для обогащения словаря и для развития связной речи (консультация для 1 класса)
2. Консультации:
В игры играем – речь развиваем
Влияние компьютера на развитие речи ребенка
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР (для учителей 1 классов)
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Как помочь ребёнку с дисграфией дома
Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма (для учителей)