ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.
Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.
Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.
Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.
Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.
Среднее звено (5-8) – с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
- Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
- Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
- Старшеклассники (9-11 классы) – желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).
- Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ:
Помочь растущему человеку найти смысл в жизни, вооружить его знаниями о своих правах и обязанностях, умениями их применять на практике, оказать помощь в саморазвитии и индивидуальном становлении взрослеющей личности.
ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ЗАДАЧИ:
- дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах;
- ввести школьников в сложные правовые отношения;
- сформировать навыки бесконфликтного общения.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ:
Правовая культура включает в себя:
- знания правовых норм,
- развитую эмоциональную сферу и мышление,
- умение применять нормы права.
Таким образом, правовая культура имеет три компонента: смысловой, эмоциональный, поведенческий.
Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.
а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.
б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.
в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ: СОЗДАННОЕ И РАЗВИТОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ.
Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективе нормы и правила, открывающие возможность правовых отношений и действий.
При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».
Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.
Правовое пространство школы в идеале должно создавать модель демократического общества.
Существенные признаки этой модели:
- Обсуждение ценностей коллектива школы и взаимоотношений в нем.
- Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни.
- Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия их реализации.
- Создание условий для участия каждого ученика и каждого учителя в решении важных вопросов, касающихся всех.
- Наличие избранного органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения школьных законов.
- Привлечение каждого к созданию и пересмотру норм школьной жизни.
Во многом, эти задачи решаются посредством проведения мероприятий правовой направленности, Недель правовых знаний.
Основные направления системы правового воспитания в учреждении:
- осуществление правового образования учащихся;
- работа Совета профилактики правонарушений;
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учете ИДН;
- правовое образование родительской общественности;
- взаимодействие с органами системы профилактики.
Правовая азбука
ПРАВО – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.
ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.
КОНСТИТУЦИЯ – основной Закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.
ОБЯЗАННОСТИ – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; это меры общественно необходимого поведения человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
ПРОСТУПОК – малозначительное и не представляющее общественной опасности правонарушение, влекущее дисциплинарную либо административную ответственность.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ –антиобщественное деяние, причиняющее вред человеку или организации, запрещённое законом и влекущее наказание.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – одна из форм юридической ответственности человека за совершение им административного правонарушения (проступка). Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – наиболее суровый вид ответственности, наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – виновно совершённое общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания.
КРАЖА – тайное хищение чужого имущества.
ГРАБЕЖ – преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужого имущества.
РАЗБОЙ – насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ